Со светлыми нефтепродуктами (бензин, керосин, диз. топливо, масла и т. д.) всё довольно просто — эти продукты имеют хорошую текучесть и проблем с их удалением не возникает. А вот у всех тёмных нефтепродуктов (мазут, сырая нефть, газовый конденсат и др.) — есть такое свойство, как повышенная вязкость. Такие вещества становятся текучими при температурах выше +35°С. Это означает, что не только в зимний период, но зачастую и в летний, для их удаления требуется значительный нагрев. Несмотря на то, что большинство резервуаров для хранения таких продуктов оборудованы паровыми рубашками, во время хранения из нефтепродуктов на дне осаждается шлам, а также песок и прочие примеси и загрязнения — без внешнего разогрева (помимо механического воздействия) уже не обойтись.
Необходимо отметить, что зачистку можно производить размытием подобной нагретой среды (теми же нефтепродуктами) — но это крайне дорогой метод. Дело в том, что при размытии вязкого продукта, перемешанного со шламом и загрязнениями, приходится использовать свежий товарный продукт, существенная часть которого потеряет своё качество, то есть будет обесценена. Вторая особенность — безопасность такого метода требует исключения кислорода из всего резервуара, что достигается заполнением РВС азотом (создание так называемой «подушки» 'nitrogen blanketing'). В общем всё неплохо, но долго, хлопотно и безумно затратно.
Можно применять пар, но, как любой газ, пар будет стремиться заполнить весь объём РВС (надо отметить — весьма немаленький!), и прогреваться будет только самый верхний слой, в силу чего парить придётся несколько суток, что несложно, но долго и затратно.
Остаётся воздействовать горячей водой, и лучше под давлением. Если под низким (5−20 бар), то (циркуляционные) насосы будут доступны по цене, и зачастую выдерживают температуру до 80 градусов. Проблема только в том, что вода под низким давлением не может справиться со шламом и асфальтеновыми наслоениями — компенсировать приходится огромным потоком, а это приводит к повышению затрат на разогрев воды, на очистные и на саму воду.
Самая современная технология мойки от любых нефтепродуктов (включая сырую нефть) — размыв гидромониторами под высоким давлением (100 бар и выше). Расход воды уменьшается в 5−10 раз, что резко экономит затраты на её нагрев, вот только (плунжерные) насосы высокого давление имеют ограничения по температуре — в подавляющем большинстве случаев — до 60 °C на входе. Для финишной замывки после хранения бензина этого вполне достаточно, а вот для борьбы с мазутным шламом этого никак не хватит, впрочем, как и давления в 100 бар. Технологи ROMAN EMPIRE выявили минимальные требования к эффективной работе — давление от 500 бар, температура воды — порядка 85 °C.